социология культуры
Культура – понятие многообразное и многоплановое, существует до ста определений культуры
Для социологии этот термин имеет особый смысл, заложенный еще Эмилем Дюркгеймом, который рассматривал культуру как систему идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.
Социальная культура – это те значения, которые люди приписывают разнообразным знакам, предметам или явлениям, но они приобретают смысл тогда, когда что-то значат для людей.
Культура – совокупность норм и ценностей, идеалов и жизненных представлений, выполняющих функции ориентации в данном конкретном обществе, система отношений между людьми и между человеком и природой.
Культура имеет шесть функций: человекотворческую, гносеологическую (познавательную), информационную, коммуникативную (средство общения), ценностно-ориентировочную и управляющую.
Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений
Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:
1. По субъекту – носителю культуры – на общественную, национальную, классовую, групповую, личную.
2. По функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования), и специальную (профессиональную).
3. По генезису – на народную и элитарную.
4. По видам – на материальную и духовную.
5. По характеру – на религиозную и светскую.
Кроме того, культура имеет свои закономерности развития и преемственность, она может иметь временное и пространственное продолжение. Развитие ее идет неравномерно и не всегда совпадает с развитием экономики общества, ее спадом или расцветом.