феномен культуры
За всю историю развития человеческой культуры можно выделить три качественных скачка:
1) появление письменности, сначала в виде клинописи, затем появление закодированного в виде символов, букв, письма;
2) изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом в ХУ веке, появление матриц или литеров, первых типографий, сделавших книгу доступной широкому кругу читателей;
3) появление телевидения и звукового кино.
Культура бывает народной и массовой, публичной и элитарной.
Массовая культура возникает с 20-х годов ХХ века в связи с обезличиванием и утратой в обществе чувства ответственности. Главная ее функция – развлекательная, еще с древности известно, что плебс требует хлеба и зрелищ. Часто массовая культура имеет в своей основе социальный заказ конкретных групп населения, которым выгодно оболванивание людей, формирование ширпотреба в культурной области.
Подлинная народная культура имеет славные традиции и непреходящие ценности.
Художественная культура состоит не только из народной и массовой, но и элитарной. Элитарная – культура для избранных, подготовленных к тонкому восприятию произведений искусства, людей.
Социологи подходят к феномену культуры с разных точек зрения: предметной, рассматривающий культуру как статичное образование; ценностный, уделяющий большое внимание творческому началу; деятельностный, вводящий динамику; технологический; символический, утверждающий, что культура состоит из символов; игровой – культура игра, где принято играть по своим правилам; текстовой, где главное внимание уделяется языку; коммуникативный; диалоговый; субъективный.
В культуре есть свои универсальные механизмы: элементы, знаково фиксирующие ценностно-символическое содержание (тексты, эталоны, штампы); элементы, связанные с конкретными формами коммуникативной деятельности (Традиции, нормы, ритуалы, обряды, которые транслируются и трансформируются исполнителями, например, образ О. Бендера в исполнении А. Миронова для многих как бы и – является настоящим О. Бендером); механизмы структурно-организационного пространства (школы, религии) и уровни (высокая, массовая, традиционная, народная, национальная).
К базисным элементам культуры относят привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, ценности.