Социология

Социология

курс лекций



 
 
 
 

методы социологических исследований: метод опроса

Существует много методов сбора социологических данных: опрос, наблюдение, анализ документов.

Метод опроса очень популярен, так как его легко организовать, это дешево, информация всегда содержательна. Негативные факторы: личность опрашиваемого (он не всегда обладает хорошей памятью, высоким уровнем культуры), качества самого социолога (он может не найти контакт с опрашиваемым), присутствие посторонних, несоблюдение анонимности.

Основные виды опроса: анкетный опрос и интервью. Они бывают сплошные и выборочные, массовые и экспертные, индивидуальные и групповые, устные и письменные, одноразовые и многоразовые, очные и заочные, стандартизированные и нестандартизированные. Специфика опросных методов в том, что в них реализуется система вопрос-ответ, с последующей обработкой результатов.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводная, содержательная и заключительная. Самое сложное – правильно сформулировать вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты – 35 – 45 минут (25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

По способу распространения анкеты делятся на раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения); почтовые; прессовые (через печатный орган); телетайпные. По типу исследовательских задач они бывают: глубинные, фокусированные (по конкретной ситуации), стандартизированные (статистические данные), социометрические (о малых группах).

По уровню компетентности респондентов: массовый (мнение неспециалиста), симптоматический (знание информации без осмысления), экспертный (опрос специалистов).

Социологическое интервью – это наиболее глубокий метод сбора информации, предполагающий личную беседу. Важен контакт с опрашиваемым. Интервью подразделяются на свободные, где наиболее важно строго фиксировать ответы и формализованные – беседа по жестко определенному опроснику. Третий вид – сочетает и первый и второй (полустандартизированное интервью).

Темы

Факультативные материалы

Для ознакомления