Социология

Социология

курс лекций



 
 
 
 

бюрократия

Процесс управления организацией основан на бюрократии. Под бюрократией обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Формы правления бюрократии заимствованы из классических греческих полисов: власть немногих - олигархия; власть одного - автократия; власть всех, народа - демократия.

В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

Безличный характер управления. Личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках “безличных” обязанностей, существующих в данной организации. “Безличный” здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени.

Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее.

Бюрократия - это карьерная структура. В ней продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника. Должность,  занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.

Темы

Факультативные материалы

Для ознакомления