Социология

Социология

курс лекций



 
 
 
 

социальная структура общества

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом, делая упор на выявлении альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляет собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова, общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации обществ бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. Чуть ниже стоят социальные институты – своеобразные узлы деятельности людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (такие как нация, народ, класс, группа, слой). И, наконец, нижний этаж – индивидуальный мир человека.

Общество состоит из экономической (материальная сфера), политической (управляющая система), социальной (социальные связи – этнические, национальные, культурные, религиозные отношения) подсистем.

Уже Аристотель пытался представить государство как количественное разрастание семьи, а затем селения. Д. Вико характеризовал развитие общества как циклический процесс перххода его из состояния детства в эпоху зрелости, затем – старости (переход общества от религиозной эпохе к героической и человеческой). Ж. Кондорсе полагал, что история человечества складывается из 10 эпох, основным стержнем которых является развитие капиталистических отношений. О. Конт выделил 3 великие эпохи: теологическую, метафизическую и позитивную (господство религии и жрецов, метафизиков, ученых-социократов). С точки зрения непрерывного развития человеческого духа смотрел на историю обществ Гегель.

Марксистская идеология предложила миру уникальный способ подхода ко всем обществам сразу, изобретя так называемую формационную градацию. Все общества были поделены на различные общественно-экономические формации в зависимости от наличия в них определенных классов, различающихся по способу владения средствами производства. Доклассовым считалось первобытное и постклассовым – коммунистическое общество, где вообще отсутствовали классы. Классовыми, в которых существовали антагонистические, враждебные группы людей, одни из которых имели все, другие имели мало или не имели ничего – рабовладельческое (рабы и рабовладельцы), феодальное (феодалы и крестьяне), капиталистическое (капиталисты и рабочие). Позднее появилось социалистическое общество с неантагонистическими классами – рабочим, колхозным крестьянством и прослойкой между ними – интеллигенцией. Сразу с момента создания подобной схемы ряд стран не вписался в нее, и К. Маркс вынужден был сказать о наличии некоторых особенностей, например, азиатского способа производства. С годами особенностей набралось больше, чем самих формаций. Причем, самое страшное заключалось в том, что зачастую приписывание к определенной формации не учитывало специфику стран и обществ, искажало и фальсифицировало историю. Ярким примером является такая известная страна как Древняя Греция. Она называлась рабовладельческой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но рабовладение в ней не было столь сильно выражено. Кроме того, Древняя Греция дала миру демократию – самую совершенную на сегодняшний день форму правления. В Древней Греции жили и творили самые великие философы и общественные деятели. Древние греки оставили миру самое прекрасное искусство, воспевшее красоту человеческого тела, грандиозную архитектуру и славные традиции во всех областях человеческого знания. И оценивать такое общество только как рабовладельческое, не совсем правомерно.

В противовес черно-белой теории общественно-экономических формаций, ставящей во главу угла развитие экономики, материального способа производства и не терпящей разнообразия живого мира, родился новый – цивилизационный подход, имеющий много преимуществ и поставивший изучение человеческих обществ на качественно новую основу.

Темы

Факультативные материалы

Для ознакомления

  • Образование в ВУЗах Москвы - .
  • Приобретайте на нашем сайте.